Історія

С 1813 г. Одесса была центром Кишиневской епархии, с 1837 г. – Херсоно-Таврической, с 1859 г. – Херсонской (в связи с учреждением отдельной Таврической). В советское время епархия переименована в Одесскую. В числе выдающихся правящих архиереев Одессы были архиепископы Гавриил (Розанов, 1837-1848), свт. Иннокентий (Борисов, 18481857), Димитрий (Муретов, 1857-1874, 18821883), сщмчч. Прокопий (Титов, 1923-1925, †1937), Онуфрий (Гагалюк, 1926-1928, †1938), Анатолий (Грисюк, 1928-1936, †1938). В Одессе трудились св. прав. Иона Атаманский (†1924), прп. Гавриил Афонский (†1901), прп. Кукша (Величко, †1964). В 2006 г. решением Свящ. Синода УПЦ установлено празднование в честь Собора Одесских святых (в 3-е воскресенье после дня Св. Троицы). По благословению свт. Иннокентия с 1849 г. в Одессе ежегодно совершался крестный ход в день основания города (22 августа); в 1992 г. традиция восстановлена.

Спасо-Преображенский кафедральный собор воссоздан в 1999-2005 гг. после уничтожения в 1936 г. Высота колокольни (1999-2001) с крестом составляет 72 м, главный колокол весом 14 т и высотой 2 м 78 см при диаметре 2 м 76 см отлит в Воронеже из собранных одесситами медных изделий и поднят на колокольню в 2008 г. (проем арки лишь на 4 см шире диаметра колокола), остальные 23 колокола доставлены в 2000 г. из Греции. Нижний храм освящен в 2005 г. в честь свт. Иннокентия Херсонского (Борисова). В 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора.

Первоначально храм был заложен в 1795 г. в честь свт. Николая Мирликийского. Пока шла стройка, богослужения совершались в одноименной деревянной церкви, заложенной рядом в 1794 г. и получившей в 1800 г. статус городского собора. Этот статус перешел затем к каменному храму, оконченному в 1807 г. В 1808 г. собор был освящен, но не в честь свт. Николая, как задумывали прежде, а в честь Преображения Господня. Деревянную церковь, по ветхости, разобрали. В 1827-1837 гг. западнее собора возвели каменную колокольню. В год ее окончания была учреждена Херсонская епархия с центром в Одессе, и собор стал кафедральным. В 1841 г. несоразмерный по высоте деревянный шпиль колокольни заменили более высоким железным. В 1842-1846 гг. собор соединили с колокольней пристройкой. В 1900-1903 гг. храм реконструировали: переделали и повысили купол, к основному массиву здания достроили с юга и севера два притвора, а на востоке – портик, расширили и увенчали двумя куполами ведущую к колокольне пристройку, шпиль колокольни увеличили в диаметре. Обновленный собор достиг в длину 105, в ширину – 42, в высоту – 51 м. В 1932 г. собор закрыли и через 4 года взорвали. В 1940 г. на месте алтаря установили фонтан: на этом сумел настоять академик Владимир Филатов (он добился отмены решения о постройке здесь туалета) – друг св. прав. Ионы Одесского. Фонтан простоял до времен воссоздания храма.

В 1821 г. в соборе отпевали сщмч. Григория V, патриарха Константинопольского, чье тело было доставлено из Турции в Одессу. В 1856 и 1880 гг. в храме были погребены выдающийся правитель причерноморских владений Российской империи граф Михаил Воронцов и его супруга Елизавета (перед уничтожением собора их останки извлекли и выбросили на Слободское кладбище; там же их предали погребению благочестивые люди; в 2005 г. прах Воронцовых возвращен в собор); в 1863 г. на Соборной площади возле храма был установлен памятник М. Воронцову (при советской власти его попытались однажды снести, привязав тросом к трактору; добротно сделанный памятник устоял, а более мощного трактора в тот момент не нашли). В 1889 г. в соборе была крещена будущая поэтесса Анна Ахматова. В нач. ХХ в. настоятелем храма служил протоиерей Василий Флоровский – отец известного богослова протоиерея Георгия Флоровского.

■ 8 апреля 1854 г. к Одессе подошел флот врагов Российской империи в Крымской войне. Был Великий Четверг, когда православные с особым трепетом вспоминают Тайную Вечерю Господню и начало спасительных страданий Господа Иисуса Христа. Утром, совершая в соборе Литургию и видя, как сильно тревожатся люди от появления вражеских кораблей, свт. Иннокентий (Борисов) с воистину царственным присутствием духа сказал: «Прямо к ободрению и утешению нашему, мы в нынешний же вечер услышим из уст Самого Спасителя: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин 14:1)» (эти слова Христос сказал ученикам перед началом Своих страданий). 10 апреля, в Великую Субботу, когда вся Церковь мысленно стоит у Гроба Господня, враг открыл огонь и весь день обстреливал город. Придя в собор, одесситы крепились, вдохновляемые своим святителем. Дочь поэта Федора Тютчева Анна писала: «Английская граната разорвалась около собора в то самое время, когда шел крестный ход с Плащаницей во главе с Преосвященным Иннокентием. Епископ провозгласил анафему тем, которые не побоялись кощунственно нарушить священный обряд. Народ был наэлектризован, никто не бежал и не пытался лечь на землю». Во второй половине дня, ближе к окончанию Литургии, когда ждали выхода из алтаря духовенства со Святым Причастием, на одной из береговых батарей взорвался пороховой ящик. Собор вздрогнул, в окнах купола лопнули стекла. Молящиеся решили, что начинается обрушение купола. Еще минута, и поднялась бы паника, которая привела бы к давке и жертвам. Но распахнулись Царские врата, и из алтаря вышел свт. Иннокентий, чтобы вновь ободрить паству: «Господь с нами, чего нам страшиться?.. Смотрите, день уже преклоняется к вечеру: у врага начинают уже оскудевать оружия, но много ли успел он сделать зла нам?» 11 апреля, в день Пасхи Христовой, враг прекратил попытки сломить одесситов, а 14-го – удалился. По их просьбе в августе в город была доставлена чтимая в епархии икона Божией Матери из села Касперовка близ Херсона. 26 сентября 1855 г. вражеский флот, уже в большем составе, вновь подошел к Одессе. И вновь собор стал местом средоточия молитвы и упования одесситов на милость Божию. Несколько дней свт. Иннокентий молился с паствой перед Касперовской иконой Божией Матери и читал покаянный канон прп. Андрея Критского (обычно читаемый в начале Великого Поста). 27 сентября Одессу окутал туман. Укрытые им, одесситы встретили 1 октября праздник Покрова Божией Матери (14 октября н.ст.), ощутив, что Сама Пречистая покрывает город. Простояв в бездействии, неприятель ушел.